CHEMICAL BROTHERS Британский электронный дуэт Chemical Brothers стал одним из наиболее заметных актов современной европейской танцевальной сцены. «Братья» объединили влияния, идущие от Public Enemy, Cabaret Voltaire и My Bloody Valentine с элементами фанка, хип-хопа, хауса и брит-попа, став первооткрывателями собственного стиля, названного биг-битом. Когда два друга-ди-джея – Том Роуландс (тот, который блондин) и Эд Симонс (который брюнет) решили превратить свои спальни в звукозаписывающие студии, они не думали о славе. Но слава неминуемо настигла их, потому что «братья» сделали почти невозможное – они сотворили музыку, под которую можно как безостановочно танцевать, забыв обо всем на свете, так и предаваться внимательному слушанию, смакуя детали саунд-дизайна и композиционной структуры, ритма и мелодики.
Они доказали, что между разными стилями нет непреодолимых границ и что понятие «интеллигентная танцевальная музыка» имеет право на жизнь. Как говорят критики, альбомы Chemical Brothers являются в меньшей степени собранием танцевальным композиций и в большей – длящимися около часа путешествиями по разным стилям и звуковым мирам, объединенным солнечным настроением и всепобеждающей энергией.
Не случайно те же критики называют Chemical Brothers рок-группой: есть в них что-то от бесшабашного раннего рок-н-ролла (в широком смысле слова), несмотря на то, что выразительные средства, которыми пользуются «братья», в большинстве своем далеки от традиционного гитарного звучания. Впрочем, они вполне могут засэмплировать какой-нибудь старенький рифф, а могут и сами сыграть на гитарах и синтезаторах что-нибудь умопомрачительно ностальгическое. А главное – они поняли, что в современной музыке (роке, попе, хаусе) самое важное – ритм. И они сумели найти свой ритм, «большой», ошарашивающий, захватывающий, вытягивающий в открытый космос. Вот такие «братья Менделеевы», как их называют у нас в народе.
Молодые люди познакомились, учась в Манчестерском университете. Оба они не были урожденными манчестерцами, приехав в этот крупный город-порт с юга Англии. Настоящей причиной, подвигнувшей молодых людей на этот шаг, была отнюдь не тяга к знаниям, а музыка. На рубеже 80-90-х в Манчестере как раз набирала силу электронно-клубная волна, давшая жизнь локальным стилям мэдчестер и балеарик.
Последний представлял собой смесь раннего хауса, итальянского диско, джаза, фанка, соула, хип-хопа и альтернатив-попа. Друзья развлекались тем, что сэмплировали местных ди-джеев, и, весьма вероятно, что некоторая эклектичность этих образцов повлияла на собственную манеру Роуландса/Симонса.Хотя Роуландс уже работал в альтернатив-дэнс группе Ariel, в 1991 году пара начала ди-джействовать вместе в манчестерском клубе «Naked Under Leather». Шутки ради они взяли себе прозвище Dust Brothers (позаимствовав, таким образом, брэнд у солидного американского продюсерского конгломерата, обслуживавшего известных артистов от Бека до Хэнсонов и высокочтимых «братьями» Beastie Boys). Клубные шоу Роуландса и Симонса становились популярными, по причине чего молодые люди и решили обзавестись собственной студией.
Первой записанной там песней была интригующая «Song To The Siren», включавшая сэмплы из Meat Beat Manifesto и This Mortal Coil. Сингл был отшлепан тиражом 500 копий и вызвал определенный интерес британских ди-джеев, в том числе старого друга наших героев Джастина Робертсона, а также Эндрю Визерелла и Даррена Эмерсона. Визерелл и выпустил сингл на своем Junior Boy's Own Records.
После того, как Том и Эд закончили-таки университет, они перебрались в Лондон, где устроились работать в клуб. После выхода их очередной композиции, «My Mercury Mouth», на одном из «кислотных» сборников, дуэт стал привлекать внимание известных музыкантов, начавших заказывать ребятам ремиксы. В числе «клиентов» засветились все тот же Джастин Робертсон, а также Primal Scream, Prodigy и The Charlatans. По мнению некоторых специалистов, ремиксы от «братьев» порой даже превосходили оригиналы.
Спрос на их продукцию постоянно рос.Тут, однако, подали голос юристы «настоящих» Dust Brothers, предъявившие ребятам претензии в нелицензионном использовании их названия. Пришлось «братьям» из пыльных стать химическими – и надо сказать, от такой перемены они не понесли убытков. Звучное имя понравилось завсегдатаям лондонских дискотек, а сами музыканты передислоцировались в Heavenly Sunday Social – один из наиболее «горячих» клубов столицы (его название увековечено в «живом» сете-сборнике «Live At The Social, Vol. 1»). Вскоре подоспел и полнометражный дебютный альбом «Exit Planet Dust» (1995), бурно приветствованный критиками.
Сегодня его называют «прорывной» работой, изменившей всю дэнс-культуру 90-х (в том числе и понятия о танцевальном ритме). В записи приняли участие вокалисты Тим Бёрджесс и Бет Ортон. А один из горячих поклонников дуэта, фронтмен Oasis Ноэль Галлахер спел в композиции «Setting Sun» (в которой «братья» отдали дань одной из своих любимых песен The Beatles – «Tomorrow Never Knows»), ставшей синглом №1 в 1996-м году. Песня же «Сhemical Beats» заслужила статус гимна группы.
В 1996 году состоялось также первое «большое» выступление дуэта, открывшего концерт «дружественного» Oasis в Небворфе, а затем отправившегося по всему миру с самостоятельным туром. В 96-м также вышел очередной EP «Loops Of Fury», включающий не вместившийся в дебютник материал (главный трек был использован разработчиками Playstation в качестве саунтрека к одной из игр). Усилились разговоры о том, что Chemical Brothers создали свой собственный оригинально-эклектичный стиль. Их манеру начали копировать, в их духе делали ремиксы.Второй альбом Chemical Brothers, «Dig Your Own Hole» вышел в апреле 1997 года и тут же возглавил чарты, став «золотым». «Block rockin' beats», первый трек с этого диска, достиг верхней позиции в британском хит-параде синглов, а песня «The Private Psychedelic Reel» стала гимном группы вместо устаревшего к тому времени «Chemical Beats».
В 1998 году дуэт выпустил сборник «Brothers Gonna Work It Out», в котором были представлены ремиксы, сделанные на композиции «братьев» их коллегами – Willie Hutch, Meat Beat Manifesto, Spiritualized, Renegade Soundwave, Manic Street Preachers и др. В ожидании следующего «номерного» альбома пластинка была принята на «ура».
А в 1999 увидел свет диск, который многие эксперты назвали наиболее удачной работой «братьев», отметив при этом определенный момент сходства с предыдущими опусами. Речь идет о «Surrender», третьем полнометражном альбоме дуэта (в качестве соавтора опять выступил Ноэль Галлахер из «Оазиса», вновь присутствовала плеяда приглашенных вокалистов). Это был ставший уже «классическим» биг-бит – пестрая лента нон-стоп-композиций, собрание дурманящих кислотно-синтетических ритм-паттернов, парад сэмплированных и обработанных до неузнаваемости звучаний, наслаивающихся флюорисцентных шумов, искрящаяся, энергичная смесь хауса, брейк-бита, брит-попа, глэма и рок-н-ролла, «музыка счастья и радости».
В качестве основных хитов прославились композиции «Music:Response», «Got Glint» и «Hey Boy Hey Girl». В конце 2000 года парни выпустили EP «Music:Response». В начале 2002 года вышел их четыертый полнометаржный альбом "Come With Us".